Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке
кратко
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности. Конкретно историческую детерминацию форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Фил-я выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем чел-к может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое чел-к как личность.

Мы подходим к чело-веку с четырьмя разными его измерениями: биологическим, психи-ческим, социальным и космическим. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также в нерв-но-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах че-ловеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека - его сознательные и бессозна-тельные процессы, воля, переживания, память, характер, темпера-мент и т.д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. человеческое мышление являет собой слолсноорганизо-ванный био психосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению-(точнее, физиологическому), но его содержание, конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсов многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы "спустимся" на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности f Психологическая наука дает богатый экспериментальный мате. ; риал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общества возможны существование и развитие нор-мальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения изоляция индивида ведет к нарушениям состояния его сознания, а также эмоционально-волевой сферы. Таким образом, идея человека предполагает другого человека или, точнее, других людей.
Ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых су-ществ, например, Маугли не овладел ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произ-носимые ими звуки походили на звуки тех животных, среди которых они жили. Это яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть суще-ство социальное.
Причины биологического характера определяют индивидуаль-но-неповторимые особенности людей: набор генов, получаемых от родителей, уникален. Он несет информацию, предопределяющую развертывание свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик. Еще Аристотель определял человека как "политическое живот-ное", тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологи-ческого и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с мо-мента своего рождения человек не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобща-ется ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чув-ствам всего человечества. Жизнь человека вне общества так Же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соло-вьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от оих родителей и кончая государством и всемирной историей, - и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные начала? Человек рождается как бисоциальное един-ство. Это значит, что он появляется на свет с неполностью сфор-мированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они зало-жены .именно как человеческие. Механизм наследственности, оп-ределяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Новорожденный - не tabula rasa, на которой среда "рисует" свои причудливые узоры духа. Наследст-венность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свой-ствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное каче-ство. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки в момент рождения он - лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей обще-ство, именно оно регулирует и наполняет его поведение социаль-ным содержанием.
Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознани-ем, которое не является нашим природным достоянием. Сознатель-ные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром куль-туры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразо-ванном виде выступает основой (или материальным субстратом) его психической, сознательной жизнедеятельности.
Итак, человек, представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социально-го уровней, которые формируются из двух - природного и соци-ального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интег-ральное единство, приводящее к возникновению новой качествен-ной ступени - человеческой личности.
Индекс историй мертвых философов и их идей

Малый тезаурус мировой философии . 2014.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Биологическое и социальное в человеке" в других словарях:

  • СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ — социальная природа человека (он формируется в качестве человека только в обществе, вне которого не возникают такие его способности, как сознание, самосознание, мышление, творчество, целесообразная деятельность). Даже морфологическое строение… …   Тематический философский словарь

  • Индекс историй мертвых философов и их идей — оглавление Билеты для сдачи кандидатского экзамена по философии: Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия Философия техники …   Малый тезаурус мировой философии

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым …   Философская энциклопедия

  • Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы …   Энциклопедия инвестора

  • ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК, общественное существо, отличит. чертой к рого является сознание, сформировавшееся на основе общественно трудовой деятельности. Ч. появился на Земле в итоге сложного и длит. процесса историко эволюц. развития антропогенеза и биологически… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Онтология —    учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий осн. и наиболее общие характеристики бытия (сущего). О. можно также определить как метафизику бытия. Рус. онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЧЕЛОВЕЧЕСТВО —     ЧЕЛОВЕЧЕСТВО совокупность индивидов, принадлежащих биологическому виду человека разумного (Hom sapiens); включает в себя как всех ныне живущих, так и живших в прошлом представителей данного вида.     Олицетворяя собой высшую ступень,… …   Философская энциклопедия

  • Гендерное неравенство — характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано… …   Термины гендерных исследований

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»